LUXURY
INFO by
ART-STUDIO MJ
ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ (
HOT ENAMEL )
Эксклюзивные
ювелирные технологии
премиум класса от
Арт-Студии MJ
|
Техника горячей
эмали, это вид ювелирного искусства по золоту,
платине, серебру и
другим драгоценными металлам
и материалам.
Ювелирное искусство эмали по золоту и серебру - очень
древний вид декоративно-прикладного искусства. Сам термин "эмаль"
(или "эмалирование") распространился в России сравнительно
недавно, в конце XIX в. Он принесен в Россию из Западной
Европы, точнее из Франции, и быстро вытеснил старый термин
греческого происхождения - финифть (светлый, или блестящий,
камень). Термин "финифть" лришел на Русь в X-XII вв. из
Византии. Первые наши летописцы писали "финифть" или "финипт".
В древнерусских "мастеровниках" (описях) XII в. эмалевые
изделия иногда называли мусия. Мусия - это собственно
смальтовая мозаика, несколько напоминавшая по внешнему виду
древние византийские финифти, привозимые в Россию.
Термин "мусия" сейчас совсем не употребляется, а финифть еще
иногда встречается, если речь идет о старинных изделиях или
же если необходимо подчеркнуть связь современных изделий с
древними. Например, ростовское живописное эмалевое
производство миниатюр еще в начале века именовалось
финифтяным производством, а мастера называли себя
финифтщиками, считая свое мастерство более высоким и сложным,
и обижались, если их называли эмальерами или сравнивали с
живописцами по фарфору. Сейчас этот термин современные
художники и мастера-ювелиры уже не употребляют.
Сложность и трудоемкость древнего искусства финифти во
многом были обусловлены чисто техническими трудностями его
производства и прежде всего приготовлением самой эмалевой
массы, которое в Византии было доведено до совершенства, как
в отношении разнообразия и чистоты цветовой палитры, так и
необыкновенного блеска, яркости, крепости, прочности и
долговечности.
Византийские эмали отличались очень сложным составом и
исключительными художественными достоинствами, о чем
повествуют византийские летописцы. Очень интересно, например,
свидетельство о том, как еще во второй половине VI в. при
строительстве императором Юстинианом Софийского собора в
Константинополе приготовляласьфинифть для его золотого
алтарного престола. Византийских ювелирных изделий с эмалью
до X в. сохранилось очень мало и о технике их изготовления
сказать что-либо с уверенностью не представляется возможным.
Расцвет византийской эмали наступает в X-XI вв. Произведения
с перегородчатой эмалью достигают к этому времени своего
совершенства как по технике исполнения, так и по своим
художественным достоинствам. Начиная с XII в. эмалевое
мастерство в Византии идет уже к упадку, а в ХIII в.
принимает более грубый ремесленный характер. Утрачиваются
эмали лучших цветов, сочетание красок становится резким.
Технические качества эмалей, ее былая прочность исчезают.
На Руси древнейшие изделия с применением эмали относятся к
III-V вв.н.э. В Приднепровье, а также в районах рек Оки и
Десны при раскопках были обнаружены образцы выемчатой эмали
по меди. Древнерусские перегородчатые эмали по золоту и
серебру относятся ко второй половине XI и XII вв.
Эмали, которые использовали в своих работах мастера Киевской
Руси, составлялись из местных материалов. При раскопках в
Киеве близ Десятинной церкви были найдены остатки трех
ювелирных мастерских, в которых обнаружили не только изделия
с перегородчатой эмалью, но и куски эмали, остатки ее в
тиглях и горнах, где производилась ее плавка. Русская эмаль
отличалась по своему составу от византийской: была менее
прочной и стойкой против внешних неблагоприятных условий.
Например, в кладе, найденном в Старой Рязани, где были
обнаружены изделия с византийской и русской эмалью,
последние сохранились хуже.
По отрывочным сведениям из немногочисленных древнерусских
рукописных источников можно составить приблизительное
представление об особенностях технологии и составах эмалевой
массы древнерусских ювелиров и о тех трудностях и неудачах,
которые их при этом преследовали.
С расширением торговых связей с Западом и Востоком
московские мастера в XVII в. уже работали на привозной эмали,
которую получали в торговых рядах, а в XVIII в. на привозной
(через Архангельск) эмали работали уже и мастера русского
Севера (Сольвычегодск). Это, по-видимому, вызывалось тем,
что приготовление эмалевой массы в России в условиях
древнего кустарного производства было очень трудоемко и
требовало больших затрат времени. Мастера лучшие свои
рецепты держали в тайне от конкурентов, и каждый мастер,
который занимался изготовлением эмалевой массы, вынужден был
до всего доходить путем опыта (иногда неудачного и,
следовательно, убыточного), и только немногие составы эмалей
получили общую известность.
Отказ от собственного производства эмалевой массы и переход
на покупную обусловливался многими причинами. В
отечественных исходных материалах могли оказаться
непредвиденные вредные примеси, которые невозможно было
обнаружить. Все делалось на глаз, отсутствовала необходимая
аппаратура (в том числе и измерительная). Печи и горны, в
которых плавили эмаль, отапливались дровами или древесным
углем и получать высокую равномерную температуру было
довольно сложно, что приводило при перегреве к выгоранию
легкоплавких компонентов, а при недогреве требовался
повторный переплав. Кроме того, заграничные эмали в это
время сильно дешевели и успешно конкурировали с
отечественными. Снижение цен на заграничные эмали вызывалось,
с одной стороны, удешевлением чистых химических материалов,
которые применялись иностранными фирмами, а с другой -
переходом производства эмали на крупные предприятия,
работавшие на научно-технической основе. Они вытесняли с
рынков сбыта изделия прежних мелких кустарных плавильных
мастерских с их секретными эмпирическими составами и
примитивной техникой. Однако кустарное изготовление эмалевой
массы в небольших количествах и невысокого качества не
прекращалось и продолжалось кустарями-серебряниками для
собственного употребления в отдаленных районах России.
Начиная со второй половины XIX в. производство эмалевой
массы в России приобретает более широкий и постоянный
характер, появляются специализированные крупные мастерские,
выпускающие эмалевые изделия, которые сами плавили эмали
различных цветов не очень высокого качества. В Петербурге
главные техники стекольного завода братья Джустиниан и
Леопольд Бонафёде, а потом С. П. Петухов составляли и
плавили в заводской печи эмали различных колеров, не
уступающие по качеству иностранным, но выпуск эмалей был
небольшим и основная масса эмалей по-прежнему шла из-за
границы. Лучшими эмалями считались парижские, венские и
отчасти швейцарские. Число различных цветов и оттенков
эмалей достигало более 20 тыс. В конце XIX в. (со второй
половины девяностых годов) и в начале двадцатых годов XX в.
эмали изготовлялись в мастерских при Академии Художеств В.
И. Селезневым, а также в окрестностях Москвы
кустарями-серебряниками.
После Великой Октябрьской революции большую роль в
разработке технологии ювелирных эмалей, а также в их
производстве сыграла деятельность государственного
исследовательского керамического института, который был
организован по решению Совнаркома в 1919 г. При институте
был специальный стекольно-эмалево-смальтовый отдел, в
который для работы были привлечены лучшие специалисты. Они
разрабатывали вопросы стекольно-эмальерного дела, а также
изготовляли специальные сорта некоторых ювелирных эмалей,
которые из-за сложности производства и специальных условий
плавки не производились в СССР и до этого поступали из-за
границы.
Под руководством В. И. Селезнева (который был привлечен для
работы в отделе в качестве старшего специалиста) было
выпущено 50 т цветных эмалей с пониженной плавкостью и в то
же время с повышенной кислотоупорностью (способностью
выдерживать "отбел" эмальеров). В настоящее время цветные
эмали для ювелирных работ выпускаются Дулевским фарфоровым
заводом.
По индивидуальным заказам любые изделия с
горячей эмалью от Арт-Студии MJ
Смотрите также другие разделы сайта
Арт-Студии
MJ:
- Эксклюзивные телефоны
MJ - мобильные
телефоны из золота, платины, палладия, в коже крокодила и
питона, инкрустированные бриллиантами и кристаллами
Swarovski.
- Авторские чехлы
ручной работы
- сумочки, футляры, кейсы,
портфели и другие аксессуары из натуральный экзотической
кожи для любых моделей телефонов и ноутбуков.
- Флешки
класса люкс - уникальные
флешки выполненные из самых дорогих материалов в сочетании с
исключительными параметрами - luxury
аксессуары для избранных.
- Компьютеры, ноутбуки и
приставки
- самые быстрые, самые красивые, самые-самые.
Единственные в своем роде. Космические характеристики.
Компьютеры для избранных.
- Дизайнерские мышки премуим
класса
- эксклюзивные мышки в элитных корпусах из золота, платины,
бриллиантов, кристаллов сваровски, кожах и мехах.
-
VIP подарки от
Art-Studio MJ
- настоящий эксклюзив, подарки и сувениры для элиты.
Невообразимые вещи в авторском исполнении. Вас ожидает
позитивный шок, будьте готовы.
- Уникальные услуги
- эксклюзивные ювелирные работы,
позолота, гравировка, кожа и меха, дерево, аэрография,
художественная роспись, инкрустация кристаллами
Swarovski
...
|